«Ученику нужно захотеть учиться. Педагоги растут, когда понимают, что делают все правильно»
О. Логунова

Главная / Новости

Отчет о семинаре в Озерах

Не весною, а летом, вопреки всем приметам,

Журавли держат путь свой к Озерам опять.

Налетавшись по свету, все мечтою согреты,

Собираются в стаю, где учились летать…

 

Вы думаете, так не бывает? В нашем случае не бывает иначе. Для членов республиканского клуба «Хрустальный журавль» летний семинар в г.п. Озера Гродненской области стал доброй традицией. В этом году встреча в Озерах была уже пятой, юбилейной.

Итак, обо всем по порядку.

 

День первый, но не комом

Летний семинар в Озерах – это встреча добрых друзей, единомышленников, это еще один повод творить, размышлять, общаться, учиться и вдохновляться! И это не просто слова. В первую очередь, это дела.

Семинар начался с отчета председателя клуба «Хрустальный журавль» Ирины Ромуальдовны Клевец о выполнении Программы «Учитель года — образованию Республики Беларусь» на 2009/2013 г.г. За пять лет членами клуба сделано немало. Это 35 методических выездов во все регионы республики, 2 Рождественских фестиваля педагогического мастерства, инициатором проведения которых был клуб. Разработаны методические рекомендации и критерии оценки конкурсных мероприятий «Мастер-класс» и «Обобщение опыта педагогической деятельности». Постоянной стала рубрика «Клуб «Хрустальный журавль» на страницах «Настаўніцкай газеты».  

 Куратор клуба «Хрустальный журавль» Ирина Викторовна Богачева, начальник управления учебно-методической работы Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», подвела итоги представления опыта педагогической деятельности на  квалификационном экзамене в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист». А координатор работы клуба Иван Викторович Федоров,  начальник центра развивающих педагогических технологий Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», обозначил организационные вопросы по подготовке опыта педагогической деятельности «учителя-методиста» к публикации.

Завершился день торжественным открытием сезона «Озера 2013», во время которого возможность проявить себя была предоставлена всем желающим.

 

День второй. Учиться, учиться и еще раз учиться…

Общая тема семинара в этом году «Опыт формирования общеучебных умений и навыков у учащихся при реализации образовательных программ». Уверены, не найдется учителя, который считал бы данную проблему несущественной. Именно сформированность общеучебных умений и навыков является залогом успешности не только учащегося и студента, но и взрослого человека.

Тема семинара была определена на предыдущем семинаре в Озерах (2012 год) и поскольку она едина для всех, было решено работать над темой в группах. Надо отметить, что предметный принцип здесь был скорее исключением, чем правилом. И вот день второй и все последующие: представляем работу групп по обозначенной теме.

С методикой формирования учебно-организационных и учебно-информационных умений при организации учебной деятельности на уроках физики и технического труда собравшихся познакомили учитель физики ГУО «СШ № 13 г. Жлобина» Елена Александровна Ананчикова и учитель трудового обучения ГУО «СШ № 13 г. Жлобина» Виталий Васильевич Гузов. Согласитесь, уж очень необычно выглядит тандем физики и технического труда. Но оказывается, тандем оправдан и есть много общего в вопросах организации учебной деятельности и работе над обозначенными умениями именно в этих двух предметах.

Педагоги предложили алгоритм деятельности по формированию ОУУН:

-       Ознакомление с классификацией.

-       Анализ предметных и ОУУН, развиваемых на данном материале.

-       Внесение в КТП или (и) в поурочный план колонки «ОУУН».

-       Проведение диагностики учащихся по определению уровня сформированности ОУУН, учет диагностики при проектировании учебных занятий.

-       Обеспечение учащихся комплексными алгоритмами выполнения заданий по формированию и развитию ОУУН.

-       Ведение работы по координированию действий педагогов в процессе формирования ОУУН.

 

Мастер-класс «Формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков учащихся» совместно провели учитель иностранного языка ГУО «Гимназия № 1 г.Дятлово» Гродненской области Инесса Владимировна Зубрилина, учителя иностранного языка ГУО «Лицей г.Ивацевичи» Александр Марьянович Сорока и Ольга Валерьевна Брич.

Педагоги уверены, что коммуникативное преподавание языка предполагает обучение учащихся не отдельно говорению и пониманию, а что особенно важно —  осознанному  выражению своих мыслей. Для того чтобы ученик мог уверенно чувствовать себя в реальной жизненной ситуации, он и на уроке должен быть поставлен в такие условия.  Тогда с помощью языка он смог бы решать стоящие перед ним проблемы: что-то доказать, опровергнуть, с чем-то согласиться или не согласиться, другими словами — высказывания и на уроке должны иметь смысл.

Были продемонстрированы коммуникативные приемы, примеры активных и интерактивных методов, благодаря которым учителя организовали работу групп на разнообразном англоязычном материале, мы все вступали в диалог, отвечали на вопросы, общались на языке, который многие из нас не изучали и не знают. Уверены, благодаря продемонстрированным приемам заговорят на английском и наши школьники так же легко и свободно, как это сделали мы.

 

Завершился день активным мозговым штурмом в виде интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», которую проводил Оберган Сергей Владимирович, учитель химии ГУО «СШ № 1 г.Ляховичи».

 

День третий. Работать в команде? Работать в команде!

 

В настоящее время особенно важным считается умение работать в команде. Владеют ли этим умением члены клуба «Хрустальный журавль» решили проверить на практике учитель математики ГУО «Лошницкая гимназия Борисовского района» Иван Викторович Якименко, учитель информатики ГУО «Воротынская СШ Бобруйского района» Ольга Анатольевна Счеснович и учитель географии ГУО «Жемчужненской СШ Барановичского района» Брестской области Наталья Матвеевна Грицук во время учебно-деловой игры «Холдинг, или Учимся работать в команде» (цель игры: развитие учебно-комуникативных умений, умений работать в коллективе). Все было как в самом настоящем холдинге: разные  структуры от производства до управляющей компании, «охотник за головами», которого предстояло вычислить, квартальные премиальные, передвижение по карьерной лестнице не только вверх, но и вниз… .  Мы в очередной раз убедились, что результат зависит не от количества человек в команде, а от умения расставить приоритеты, распределить обязанности, от взаимопонимания, интуиции и разумного риска.

 

Каким должен быть тренажер для учителя и ученика по развитию мыслительных умений? Результат работы над этим вопросом нам представила группа биологов, в состав которой вошли учитель биологии ГУО «Гимназия г.Сморгони» Ирина Ромуальдовна Клевец, учитель биологии ГУО «Октябрьская районная гимназия» Елена Евгеньевна Гарбар, учитель биологии ГУО “Гимназия № 8 г.Минска» Ольга Михайловна Логунова, учитель биологии ГУО «СШ № 26 г. Гродно» Татьяна Яновна Довгун, учитель биологии председатель Ганцевичского районного профсоюза работников образования и науки Брестской области Юрий Николаевич Андрейчик и учитель химии ГУО «СШ № 1 г. Ляховичи» Сергей Владимирович Оберган.

Педагоги убеждены, что показателем качества знаний учащихся являются сформированные знания, умения и навыки. Среди всех общеучебных умений и навыков важное место занимают мыслительные (логические) умения и навыки. Учитель предметник должен понимать, что посредством предмета необходимо развивать умения и навыки анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод. Для этого учителю необходимо уметь: 1) диагностировать уровень сформированности мыслительных умений учащихся, уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер и 2) выбирать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности. То есть надо иметь картотеку учебных приёмов и заданий, систематизированных по видам умений (это длительная работа и мы приглашаем к созданию такой картотеки).

Работая под руководством этих педагогов, мы окунулись в атмосферу развития мыслительных умений, активно участвуя в обсуждении и представлении материала, составляли задания на развитие общеучебных мыслительных умений и навыков по различным общеучебным дисциплинам. Результат работы этой группы учителей —  разработанные задания для развития этой группы умений к учебному пособию Биология для 6 класса на каждый урок.

 

Во второй половине дня наш семинар посетил министр образования Сергей Александрович Маскевич. Во время беседы обсуждались различные вопросы: организация профильного обучения, необходимость школьных выпускных экзаменов, организация Ш съезда учителей и работников образования стран-участниц СНГ и другие.

Завершился день игрой «Конкурс принцесс», которую проводила Елена Евгеньевна Гарбар и небольшим концертом «Мы нашли таланты!».

 

День четвертый. Союз физиков и лириков.

Практически каждый из нас в своей жизни брал деньги в долг у банка. Проценты, капитализация вклада, обслуживание долга…  Для людей, далеких от банковской сферы, все это достаточно сложно. Не проиграет тот, у кого развиты умения, связанные с выполнением умозаключений и доказательств. Во время мастер-класса «Банковский процент, или Куда выгоднее вложить деньги» приемы формирования данных умений продемонстрировали учитель математики ГУО «Браслаская гимназия» Витебской области Дмитрий Геннадьевич Мацкевич, директор ГУО «Гимназия № 3 г.Могилева» Игорь Викторович Якименко и учитель информатики ГУО «Воротынская средняя школа Бобруйского района» Ольга Анатольевна Счеснович.

От классификации общеучебных умений и навыков в общем и учебно-интеллектуальных в частности, к решению задач (для разминки), и непосредственно к определению куда же действительно выгоднее вложить деньги?

Есть желание потренироваться? Предлагаем вам задачу № 1 (для разминки). Задача называется “Советский ресторан”: Трое приятелей заказали столик в ресторане, скинулись по 10 рублей и дали все эти 30 рублей официанту. Но когда закончили свой ужин, официант подсчитал, что цена заказа составляет лишь 25 рублей и 5 рублей надо вернуть. Так как 5 на 3 не делится, он вернул каждому по рублю, а 2 рубля оставил себе (чаевые).

Посчитаем? Каждый заплатил по 10 рублей, но 1 рубль ему вернулся, поэтому каждый заплатил по 9 рублей, всего 9*3=27 рублей, да еще 2 рубля забрал официант, т.е. получается 27+2=29 рублей, а не 30… Куда девался рубль?

Ответив на этот вопрос, вы успешно определитесь с выгодой вложения своих кровных денег под предложенные проценты. Ну, или почти успешно…

 

Самая многочисленная группа была представлена учителями-филологами и учителями начальных классов. Такой союз обусловлен тем, что в настоящее время проблема формирования читательской грамотности стоит особенно остро. О своем  видении путей решения данной проблемы говорили учитель русского языка и литературы ГУО «Романовичской СШ Могилевского района» Светлана Федоровна Германович («Исследования РISA, приемы и методы формирования читательской грамотности в соответствии с критериями РISA»), учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа  №3 г. Осиповичи» Светлана Викторовна Назарова («Как учить постигать смысл прочитанного текста через понимание и осознанное применение средств русского языка?»), учитель белорусского языка и литературы ГУО «Гимназия №5 г. Витебска» Галина Анатольевна Сухова («Понимание смыслов и интерпретация прочитанного на уроках белорусской литературы»), учитель начальных классов ГУО «СШ № 11 г.Мозыря» Виктория Эдуардовна Сташелевская («Осознанное чтение в работе над задачами на уроках математики в начальной школе»), учитель начальных классов ГУО «СШ № 3 г.Жабинка» Виталина Александровна Папкович («Методы и приемы формирования осознанного чтения на уроках литературного чтения»), учитель начальных классов ГУО «СШ № 19 г.Орши» Светлана Петровна Емельянова («Формирование навыка осознанного чтения на уроках по курсу «Человек и мир») и доцент кафедры акмеологии ГУО «Гомельский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук Светлана Ивановна Гин («Формирование  навыков осознанного чтения на уроках в начальной школе»).

Каждый из педагогов предложил свою копилку заданий и разнообразных упражнений, приемов и методов по обозначенной проблеме. Все оказались единодушны: лексическая работа над словом обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений в начальной школе разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников. Педагоги твердо уверены, что систематическое проведение предложенных ими заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появятся интерес к чтению и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточнится и обогатится словарный запас, выработается умение правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли. А подборка таких заданий от вышеназванных учителей появится на страницах нашей газеты чуть позже.

 

И, конечно, о заключительной части этого рабочего дня. Завершающий вечер, творческий, захватывающий, вызывающий улыбку и щемящую грусть. Вечер «Лесного и Озерного бала».

 

День пятый, печальный, потому что все хорошее быстро заканчивается…

 

Последний день семинара был посвящен планированию работы клуба «Хрустальный журавль» на 2013/2014 учебный год и подготовке Программы «Учитель года — образованию Республики Беларусь» на 2013/2018 гг.

Но как же без занятий в последний день? Завершающее занятие на семинаре в «озерах 2013» провела Елена Борисовна Протасевич, учитель математики ГУО «СШ № 1 г. Дрогичина». А говорили мы и участвовали в работе мастер-класса по теме «От приема обучения к приему мыслительной деятельности». В ходе мастер-класса, выполняя задания различного характера, рассмотрели понятийный аппарат в рамках темы с использованием приемов сравнения и аналогии, а также  особенности диагностики сформированности приемов мыслительной деятельности у учащихся.

 

Планы на будущий сезон. Определение темы, над которой будем работать в следующем году. Рефлексия. И, конечно, домашнее задание.

Прощание. Расставание. Отъезд.

 

До свидания, Озера. До встречи в следующем году!

 

 

Светлана Германович,

Ольга Счеснович,

 члены клуба «Хрустальный журавль» —

участники семинара