И, может быть, тогда мы уйдем от удручающей ситуации, когда наши дети не любят учиться, наши взрослые не любят
работать, потому что каждый наконец начнет заниматься своим делом… Гин С.И.

Главная / Новости

Отчет о семинаре в Озёрах

 Озёра-2015 – это было….

Уже в 7 раз в г.п. Озёра Гродненской области на берегу оз. Белое (в этом году с 19 по 23 июня) на летний тематический семинар (обучающие курсы) собрались участники конкурса профессионального мастерства «Учитель года» разных лет – члены  республиканского клуба «Хрустальный журавль». Число 7 — священное, мистическое, волшебное число, пожалуй, самое распространённое. Используется как основа большого числа классификаций, не секрет, что большое число объектов, событий, персонажей, и т. д. группируются по семь. Например, семь дней недели, семь цветов радуги, семь космических эр, семь мировых сфер, семь возрастов человека, семь столпов мудрости, семь нот, семь чудес света, семь дней поста и покаяния.

Семерка символизирует гармонию природы – семь основных планет, отображенных в названиях дней недели. 7 таит в себе способность направлять талант в сферу науки. 7 – символизирует тайну, а также изучение неизвестного и невиданного. Поистине 7 – удивительное число! Седьмой раз  семинар в Озёрах. Это было таинственным.

«Воспитательные аспекты  урока» вот тема семинара этого года. Тему выбрали заранее, на весеннем семинаре состоялось первое погружение в теоретические аспекты этой сложной темы. Когда воспитывать учащихся, достаточно ли провести классный и информационный часы и говорить, что мы воспитываем учащихся? А может воспитание происходит на каждом уроке? Тогда как правильно это делать? Как правильно поставить, сформулировать и достичь именно воспитательной цели урока? Чтобы разобраться в том, что непонятно, о чём недостаточно говорят и пишут, мы решили изучать именно эту тему. Ведь основательно разобраться в том, что вызывает затруднения у учителя, что еще необходимо изучить и освоить, является задачей Озер. Это было традиционным.

Кратко и по порядку. Работу по изучению воспитательных аспектов урока начали за 2 месяца до семинара. Разделились на группы по аспектам урока. здесь символично: аспектов урока было 7, и групп соответственно тоже 7. Снова это магическое, удивительное число. Каждая группа, где был свой руководитель, изучала определённую сферу личности учащихся. После открытия семинара, Гин С.И., кандидат педагогических наук, провела сравнительный анализ процессов обучения и воспитания. В воспитательном процессе нет алгоритма действий, всё индивидуально и зависит от многих факторов. Воспитание не прогнозируемо, есть только вероятность достижения желаемого результата. И, к сожалению, нет единства требований в воспитательном процессе по сравнению с образовательным. Что от нас, учителей, хотят родители и общество, когда говорят о том, что учащийся должен быть воспитанным? Какие качества личности мы можем развивать у учащихся, способствовать их проявлению, когда на уроке создаём условия для развития сфер личности ребёнка: волевой, интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, экзистенциональной, предметно–практической и сферы саморегуляции. Это было трудным.

Группа Ананчиковой Е.А. показала, как формировать и развивать мотивационную сферу учащихся, предложила приёмы мотивации, описанные в литературе. Мотивация не только этап урока, а сфера личности, то, что можно развивать у учащихся, чтобы воспитывать целеустремлённость, желание достигать цель, стремление к новому.  Как часто нашим учащимся не хватает терпеливости, упорства, настойчивости, решительности и усидчивости. Как воспитывать эти качества, развивая волевую сферу личности, в интересной форме представила нам группа Зубрилиной И.В. Очень близка к образовательному процессу интеллектуальная сфера личности. Разобраться, как можно её  развивать, доступно продемонстрировала нам группа Папкович В.А.  Зачем учителю улыбаться, шутить на уроке, называть по имени (не по фамилии) своих учащихся, слушать музыку и смотреть видиофрагменты? Что такое приёмы «аттракции», какие чувства и эмоции надо побуждать у учащихся на уроке, как влияет тревожность на результат обучения? Как зная это, воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, любовь, сочувствие, благородство, формируя и развивая эмоциональную сферу личности? В этом помогла нам разобраться группа Гарбар Е.Е. Общение — это условие развития эмоций. Естественно, учитель должен уметь управлять своими эмоциями, быть примером для учащихся в выстраивании отношений. Нет плохих людей, есть плохие отношения. Научить учащихся принимать правильные решения, управлять своими желаниями и мыслями поможет знание учителя о развитии сферы саморегуляции личности учащихся.  Из каких элементов состоит эта сфера, как её развивать на уроке представила нам группа Суховой Г.А. в интересной форме.  И пожалуй самые сложные сферы личности учащихся экзистенциональная (руководитель Пасюта Е.В.) и предметно–практическая (руководитель Клевец И.Р.) вызвали больше всего интереса и вопросов у слушателей. В этом надо разобраться подробно и детально. Это поможет нам  предостеречь учащихся от неправильного выбора профессии, негативных проступков. Все сферы личности тесно связаны друг с другом, и развивать их нужно одновременно и согласованно. Этому нужно учиться учителю. На наш взгляд, мы уже начали разбираться в воспитательных аспектах урока. Это было необходимым.

Однако однозначно отметим, что тема сложная. Нам предстоит ещё ответить на все вопросы, которые возникли в ходе обсуждений, изучать литературу, фиксировать свои мысли и находки. Это будет иметь продолжение. Думается, что кто-то из нас  выступит со своими наработками, взглядами и соображениями на эту тему осенью на педагогических чтениях, на страницах предметных журналов. Но мы не останавливаемся на  изученном и достигнутом, каждый из нас  будет апробировать эту тему на своих уроках. А на весеннем семинаре членов клуба «Хрустальный журавль» мы решим, как эту тему развернуть шире, чтобы был практический выход и получилась столь необходимая методическая помощь всем учителям.

 Итак, Озера. Семинар. Всего четыре дня. Традиционно каждый день мы занимались  с утра и до вечера, а времени всё равно не хватало для обсуждений. Некоторые группы работали над своими темами до ночи, чтобы успешно представить наработанные материалы. Выступления групп сменяли уроки и мастер–классы «новой волны». Это учителя, прошедшие профессиональный конкурс «Учитель года -2014», ставшие членами клуба и приехавшие на летний семинар в Озерах. Это было долгожданным. Вся «старая» гвардия журавлей с трепетом и нетерпением ждали их. Хотели ближе познакомиться, увидеть в деле. Кто–то знал их уже по конкурсу (был в составе жюри), со страниц «Наставницкой газеты», а для кого-то они были загадкой. В свою очередь и для новых членов клуба это было ответственно и волнующе. Но они успешно овладели ситуацией и показали себя профессионалами. Легко и непринуждённо провела свой мини-урок «Энергия слова» учитель физики Дудойть М.Ф. Марина Францевна грамотно спланировала деятельность групп на своём уроке, быстро подвела участников к выведению формулы энергии слова, умело показала особенности и структуру урока физики на  уроке на вольную тему. 

Достойно, четко и грамотно провел свой мастер-класс новый победитель конкурса Жук В.Э.. Виктор Эдуардович продемонстрировал не только умение владеть аудиторией и ИКТ, но и глубину знаний истории, гибкость ума и увлечённость ТРКМ (технологией развития критического мышления). Так держать! Учитель физической культуры и здоровья Микулич М.Н. представил мастер–класс «Стоп-кадр». Максим Николаевич использует замедленные видеозаписи для методики обучения правильному выполнению физических упражнений,  доступно объясняет, интересно говорит, хорошо чувствует время. Его мастер – класс для многих будет методической находкой. Учитель физики Бондарь Д.С., узнав, что не все участники семинара видели звёздное небо в подзорную трубу, предложил свой мастер–класс «Хлам + фантазия = изобретение». Участники семинара  с удовольствием собирали подзорную трубу из…сантехнических труб и креплений.  Оказывается можно обойтись и без оборудования, которое не всегда есть в школах. Главное оглядеться вокруг и включить фантазию. Звезд мы правда не увидели, но очень четко и близко рассматривали противоположный берег оз. Белое. Мастер! Мастер–класс Григорьева Е.А., учителя английского языка позволил нам познакомиться с сайтом проекта «Город вопросов». Евгений Анатольевич показал хорошее владение ИКТ, коммуникабельность, умение вести разговор, увлечённость делом, которым он занимается.  Клак И.Б. и Пекурина (Береснева) О.М. показали нам разных видов и способов реализации дебаты. Мы убедились, что дебаты — форма, которую можно использовать не только в работе с детьми, но и на методических объединениях учителей.

Оставшаяся часть «молодых» журавлей презентовали себя, представив участникам семинара свои мини-уроки. Кислова О.А., учитель русского языка и литературы, обаятельная, увлечённая предметом. Ольга Александровна показала не только глубокие знания языка, но и умение вести за собой  на уроке, чувствовать настроение аудитории, побудить интерес к теме разговора и многократно проговаривать изученное. Под ее чутким руководством мы детально изучили типы речевых ошибок, научились их избегать. Просто шик!

Учитель информатики Пузиновская С.Г., учитель информатики, внимательная, осторожная, отзывчивая, смогла провести урок в кабинете, где не было ни одного компьютера и показать особенности её предмета. И кипели групповая работа! Урок  для учащихся начальной школы на участниках семинара провела учитель Матузова И.Н. Ирина Николаевна быстрая, активная, готовая прийти на помощь каждому так вовлекла всех в проблему, что абсолютно незаметно сумела показать необходимость смены деятельности для учащихся на уроке, значение использования раздаточного материала. На уроке истории Дудко Г.Н. погрузились в творческую групповую работу. Конечно, всем новичкам пришлось не просто. Большая взрослая  аудитория, необычное расположение мебели, чувство ответственности перед коллегами, понимание того, что тебя оценивают (и – важно — поддерживают тоже), участие в глазах коллег. Но с таким экзаменом все справились. Важно: нам есть, чему учиться. Это было поучительным.

Дорогой читатель, если ты думаешь, что мы целый день учились на берегу такого замечательного озера, то ты не ошибаешься. Потому, что вечером после ужина мы учили друг друга отдыхать. Это было весело, заразительно и просто потрясающе. Мы постараемся вас в этом убедить. Первый вечер.  Состоялось  посвящение «новой волны» учителей, впервые приехавших в Озёра в «журавли озёрные». Игра проводилась  по принципу игры «Зарница». Все участники были поделены на группы, каждая из них получала свой маршрут с выделенными этапами (станциями), где необходимо было выполнить предложенные задания.  Успешное прохождение группой всего маршрута давало возможность каждому участнику в торжественной обстановке пройти  посвящение в «журавли озёрные», что давало право на участие в семинаре. И удивительная игра «Интуиция»! Ведь, я надеюсь, вы со мной согласитесь, ничто не дает такой уникальной возможности узнать лучше людей, как возможность погрузиться в игру. Блестяще продуманные утверждения, уникальная техника ведения игры, четкое отслеживание подсказок. Пожалуй, ведущим телеканалов есть чему поучиться у нашей удивительной ведущей Галины Суховой. Много нового и интересного узнали мы о новых журавлях, но победить (увы) не смогли. Знакомились дальше J

 Второй вечер. Это наша неугомонная, неиссякаемая, удивительно творческая Светлана Гин и, конечно, ее игра «Что? Где? Когда?». Вопрос. И четыре команды игроков увлеченно спорят и обсуждают, все погружены в поиск правильного ответа. И когда счёт нескольких команд сравнивался, участники снова и снова просили новые вопросы. Это хобби Светланы Ивановны, составлять вопросы и проводить эту игру. Каждый раз неповторимую и непохожую на другую. Просто мастерство! Побеждённых команд не было. Каждый видел, как надо умело вести игру, как её организовать, какими призами удивить.  Играли и учились, как это делать. Этот вечер был очень насыщенным. Следующий этап обучения: как организовать чествование сразу трех юбиляров. Это мастерски организовала и провела Елена Протасевич. Три юбиляра? Три группы поддержки (поздравляющих). Юмор, творчество, активность, задор, улыбки и наслаждение. А поучиться есть чему! А юбиляры довольны. Поздравления и подарки удались

Вечер третий. Традиционный «Бал Озёрный». Вечерние платья, регалии, отличительные знаки, в зависимости от того, сколько раз принимал участие в работе семинара в Озёрах. Песни и танцы, стихи и юморески, сценки и флэш-моб!  Вручение свидетельств о принадлежности к «журавлям озёрным». Игра?- да, праздник? – да, учёба? – да. Все идеи можно использовать для проведения внеклассных мероприятий с учащимися. Этот бал, как и прошлый, для нас мастерски провели наши замечательные ведущие Наталья Грицук  и Иван Якименко. И опять же традиционно встречали рассвет. Такой туманный и красивый, неспешно появляющийся над верхушками деревьев оз. Белое.

Вечер заключительный. Удивительный. Спортивный и ностальгический. Почему? Судите сами. Первое мероприятие — «Малые олимпийские игры», проведённые Якименко И.В. и Микуличем М.Н.. Вот уж не ожидали мы от себя такой прыти и сплочённости. Неожиданные задания на станциях, дух состязания и победы, переживания друг за друга и ожидание оглашения результатов. Не эти ли чувства испытывают учащиеся, когда мы проводим классные мероприятия? Может что–то взять на заметку? Плечо друга рядом –надёжно, неожиданные задания на станциях – креативно, увидеть силу спортивного духа – увлекательно.  Заразительно. И просто классно!

И уже после олимпийских игр, довольные и немного грустные мы собрались на вечернюю программу  «Ностальгия». Смотрели фото и видео с методических выездов, с финала последнего  конкурса «Учитель года», самые интересные моменты предыдущих Озер, фотографии с первых дней семинара, прожитых в Озёрах-2015. И вспоминали. И обсуждали. Каждый узнавал себя, переосмысливал значимость полученных знаний на семинаре, свою причастность к профессиональному клубу «Хрустальный Журавль» и мечтал о новом сезоне – Озёрах -2016. А нашему председателю клуба Ирине Клевец желали новых идей, новых затей и сил собрать нас всех в Озёрах. Возможно, станет новой традицией впервые состоявшийся вечер, который был проведен для юбиляров клуба. Мастер–класс Дмитрия Станиславовича принёс свои плоды. Фантазия, плюс то, что было под руками (точнее под ногами) использовали для изобретения подарков юбилярам. Вот вам ещё идея для конкурса поделок  для учащихся в школе.

… Время летит, и в клубе уже есть учителя, чья жизнь уже перевалила за полувековой рубеж.  Но мы молоды душой, потому, что работаем с детьми, потому что хотим учиться новому, потому, что не боимся перемен и трудностей. Каждый вечер был особенным. Нужно было показать свои скрытые таланты, способности. Наши новички замечательная находка для клуба.  Хоть «журавль» и не певчая птица, но у нас замечательно поют Ольга Кислова (и классно рисует), Евгений Григорьев (будет классным ведущим), Светлана Пузиновская, задорно танцуют все новички. Это было классным.

 И каждый семинар в Озёрах, где мы можем обучать друг друга, где шаг за шагом становимся мудрее, умелее, лабильнее, креативнее, даёт нам возможность расти как учителю профессионалу. И это всё заметно лишь кураторам нашего клуба Богачёвой И.В. начальнику управления учебно -  методической работы и Фёдорову И.В. начальнику центра развивающих педагогических технологий ГУО АПО. Их замечания как подсказка, а подсказка как щедрый подарок. И это всё, чтобы повышать престиж учительской профессии. Это очень важно.

Пять дней пролетели мгновением. Забыли о личном:  у кого-то отпуск с семьёй, у кого-то свадьба дочери, у кого-то ожидание рождения дочери или внучки, и просто лето – время отпуска! Дорогие «журавлики», всем вам полноценного отдыха! Ведь теперь мы знаем — надо воспитывать учащихся на каждом уроке, развивая все 7 сфер личности. И мы будем искать пути как это делать, чтобы  хорошо понимать, что от нас, учителей хотят родители и общество, когда говорят о том, что учащийся должен быть воспитанным. И это главное.

 

Елена Гарбар,

Ольга Счеснович,

члены клуба «Хрустальный журавль»