«Современный учитель — это человек, с которым ребенок может просто поговорить»
И. Богачева.

Главная / Клуб «Хрустальный журавль» / Семинары, отчёты

Республиканский семинар «Учитель года- образованию Республики Беларусь»


Первые школьные осенние каникулы. Дети мечтают отдохнуть от домашних заданий и тяжелых портфелей, а учителя от детского шума в школьных коридорах. Учительский рабочий день на каникулах закончился в семь часов вечера. Не может этого быть, скажете Вы. А если собираются соратники, единомышленники, учителя любящие свое дело? Им и двух дней для встречи мало. 5-6 ноября, когда природа не радовала сухой и солнечной погодой, со всех концов республики слетелись участники конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года РБ» разных лет — члены клуба «Хрустальный журавль» на свой семинар «Учитель года» — образованию Республики Беларусь».

Основной темой на семинаре был вопрос о развитии общеучебных умений и навыков.   Когда-то известный физик Лауэ в несколько афористической форме сказал: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». А что остается у человека после того, как выученное в школе забыто? Остаются привычки, убеждения, умения и навыки.

В свете новой парадигмы образования основными компетенциями являются: «Обучение через всю жизнь» и «Умение работать с информацией». Современная школа должна научить учащихся получать информацию, а не давать готовые знания. Выпускник школы, готовый учиться, ориентироваться в потоке новой информации будет конкурентоспособным и успешным в обществе. Об общеучебных умениях и навыках, как компоненте содержания образования очень доступно и интересно рассказала Гинчук Валентина Васильевна – начальник управления мониторинга качества образования НМУ «Национальный институт образования». А победитель конкурса 2011 года Зубрилина И.В.поделилась опытом работы учителей гимназии №1 г. Дятлово по созданию модели развития общеучебных умений и навыков учащихся.

Каждый учитель при подготовке к уроку ставит учебные цели и задачи, и определяет какие умения и навыки развивать на уроке у учащихся. За годы обучения в школе у учащихся формируются умения организовывать свое рабочее место, работать с информацией учебника, сравнивать, делать выводы, работать в группе и многие, многие другие умения и навыки. А вот как они используют эти умения в жизни, в дальнейшей учебе? На настоящий момент у нас нет критериев и инструментов для оценки уровня сформированности умений учащихся, поэтому тема о развитии общеучебных умений и навыков интересна для  каждого учителя клуба «Хрустальный журавль». Основные направления своей деятельности по этой теме участники семинара проектировали в группах, обсуждая умения и навыки необходимые учащимся разных классов.  А летом, на следующем семинаре, мы обменяемся опытом, методиками и разработками друг с другом, чтобы выработать единые подходы и рекомендации для учителей.

Своим опытом работы по методике диагностирования общеучебных умений и навыков учащихся с участниками семинара поделилась Клевец И.Р. — победитель конкурса 2006 года.

Большой интерес у всех учителей клуба «Хрустальный журавль» вызвало выступление Федорова И.В. – начальника центра развивающих педагогических технологий ГУО «Академия последипломного образования», координатора клуба о представлении педагогического опыта при аттестации педагогических кадров. В ходе выступления Федорова И.В. у членов клуба возникало много вопросов, так как формирование педагогического опыта, его распространение – методическая задача клуба. Члены клуба «Хрустальный журавль»  регулярно совершают методические выезды в школы республики, проводят открытые уроки и делятся опытом с учителями.

Не менее живым и интересным было выступление членов клуба — участников II съезда учителей и работников образования стран участниц СНГ, проходившего в г. Ереване. Учителя рассказывали о достижениях в образовании других стран, о партнерских связях с регионами Российской Федерации, о внимании участников съезда к работе клуба «Хрустальный журавль». А так же на семинаре обсуждалась деятельность клуба не только за этот год, но и за все 5 лет существования клуба. На сегодня  в клубе 56 учителей. Основные направления работы клуба -  методические выезды (а их уже 31), совершенствование профессионального мастерства, сотрудничество с «Настаўніцкай газетай», работа сайта клуба, работа с молодыми учителями и сотрудничество с областными ИРО. Его члены проводят мастер-классы,  авторские курсы и семинары, и просто выступают перед слушателями ИРО и АПО, распространяя свой педагогический опыт.

Живой интерес и поддержку вызвало выступление Богачевой И.В. – начальника управления учебно-методической работой ГУО «Академия последипломного образования», координатора клуба – о путях совершенствования конкурсного движения. Идеи о новой модели конкурса «Учитель года» были высказаны год назад. За год разработана модель новой структуры конкурса, которая расширяет возможности участия учителей-предметников в конкурсе. Новая модель позволяет охватить большее число участников, учесть специфику каждого учебного предмета, облегчает работу жюри при оценке уроков участников. А главное – быть победителем не одному, а 7 учителям по основным учебным предметам.

Ну и как же не работать до вечера, когда обсуждаются, задевающие за живое вопросы. Стемнело, лил дождь, а мы, выходя из АПО, все говорили и говорили о нашей работе, не замечая капризы погоды.

Второй день семинара для нас был очень ответственным. Нас волновал не отчет и выборы Совета клуба, а обещанная встреча с Министром образования Республики Беларусь Маскевичем Сергеем Александровичем. Последняя встреча министра образования с членами клуба состоялась летом на семинаре в Гродненской области. Внимание Сергея Александровича к рядовым учителям, желание выслушать и понять нас – дорогого стоит. В своем обращении С.А. Маскевич дал высокую оценку работе клуба. Он отметил, что ресурсы учителя не позволяют решать все задачи, а методические выезды клуба помогают повышать образовательный и методический уровни учителей в период межкурсовой переподготовки.

Сергей Александрович ответил на все интересующие нас вопросы и подчеркнул, что учитель должен быть современным, искать ресурсы для своего профессионального роста, участвовать в международных проектах и программах. Поэтому клуб выбрал еще одно направления своей деятельности – сотрудничество с педагогической общественностью стран СНГ и международные контакты.

В конце семинара были определены основные направления деятельности клуба на год. Новая встреча состоится лишь летом на выездном республиканском семинаре. А пока нас ждут открытые уроки и мастер-классы во время предстоящих выездов, фестиваль педагогического мастерства (который получил название «Рождественский»), общение на сайте и встречи на страницах «Настаўніцкай газеты» в рубрике «Хрустальный журавль». 

  

Елена Гарбар,

член клуба «Хрустальный журавль»

 

В ноябре, когда серые журавли уже отправились на зиму в теплые страны,  под кров родительского дома, в ГУО « Академия последипломного образования» слетаются представители еще одного вида журавлей, распространенного на территории нашей республики, — «хрустального». В этом году ежегодный республиканский семинар «Учитель года» — образованию Республики Беларусь» прошел 5-6 ноября. Как обычно, семинар отличался большой плотностью обсуждаемых вопросов, работой без усталости и богатейшим общением. 

 «Нам уже пять. Скоро в школу», — так начал свое выступление бессменный координатор клуба Иван Викторович Федоров. Всего пять лет, скорее, УЖЕ пять лет. Действительно, несмотря на свой, казалось бы, дошкольный возраст, клубу за это время удалось сделать многое: 31 методический выезд в разные точки нашей страны, 4 летних семинара  в г.п.Озера, множество инициатив, педагогический фестиваль.  Основной целью деятельности клуба является распространение передового педагогического опыта участников  конкурса  профессионального  мастерства педагогических работников «Учитель года РБ» разных лет.  Именно о представлении педагогического опыта при аттестации  педагогических кадров  и говорил Иван Викторович.  Примерная структура описания педагогического опыта, форма его защиты перед  аттестационной комиссией, критерии оценки опыта в ближайшее время будут предложены специалистами АПО в виде методических рекомендаций.

Еще на семинаре в г.п. Озера летом этого года была определена методическая тема клуба на 2012-2013 учебный год – «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков». Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными. На семинаре был представлен блок докладов  по данной проблеме.

Работа групп – работа на будущее, заготовки к семинару в Озерах, откуда каждый должен уехать с большим количеством наработок и ответами на все имеющиеся вопросы.

 

Елена Ратомская,

член клуба «Хрустальный журавль»